- Коллективизм
- - по [7] "полностью подчиняет личность обществу и свое законченное выражение находит в тоталитаризме. Согласно последовательному коллективизму, личность лишена всяких прав.
Теоретической основой коллективизма является убеждение в том, что существует только общность, а отдельные люди, личности суть ее "моменты". Но эта точка зрения представляет собой несомненное заблуждение. Верно как раз противоположное; подлинной реальностью обладают отдельные люди, а не общество в целом. Если общество и реально, то, безусловно, оно реально в меньшей степени, чем составляющие его личности".
Здесь можно отметить, что рассуждения Ю.Бохеньского не закончены. А фраза, что "реально в меньшей степени", напоминает выражение "не совсем беременна". С точки зрения феномена разума, интересным оказалось именно возникновение категорий - то есть абстракций, которым в реальном мире человека соответствуют достаточно устойчивые и не менее реальные, чем тела, вещи нематериальной природы. Человек же и общество сосуществуют в единстве и противопоставлять их в духе "последовательного" (читай "безумного") коллективизма или индивидуализма, как говорят в народе: "... и глупо и смешно".
В то же время следует отметить, что как явление коллективизм является достаточно противоречивым, так как привносит в общественные отношения мощную негуманоидную составляющую, связанную с технологией принятия решений, понижением среднего интеллектуального уровня системы и т.п.; может быть оценен как "вынужденное" или "меньшее" зло.
Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП "Лаборатория проблем цивилизации". В. П. Галкин. 1998.